Особенности организации развивающей предметно - пространственной среды

Особенности организации развивающей предметнопространственной среды
Развивающая
предметно-пространственная
среда
–
часть
образовательной среды и фактор, мощно обогащающий развитие детей.
РППС выступает основой для разнообразной, разносторонне развивающей,
содержательной и привлекательной для каждого ребенка деятельности.
Развивающая предметно-пространственная среда (далее - РППС)
представляет собой единство специально организованного пространства как
внешнего (территория), так и внутреннего (групповые, специализированные,
технологические, административные и иные пространства), материалов,
оборудования, электронных образовательных ресурсов и средств обучения и
воспитания детей дошкольного возраста, охраны и укрепления их здоровья,
материалов для организации самостоятельной творческой деятельности
детей. РППС создает возможности для учета особенностей, возможностей и
интересов детей, коррекции недостатков их развития.
РППС организована как единое пространство, все компоненты
которого, согласованы между собой по содержанию, масштабу,
художественному решению.
При проектировании РППС учтены:
- этнопсихологические, социокультурные, культурно-исторические и
природно- климатические условия;
- возраст, опыт, уровень развития детей и особенностей их
деятельности - содержание воспитания и образования;
- задачи образовательной программы для разных возрастных групп;
- возможности
и потребности
участников
образовательной
деятельности (детей и их семей, педагогов и других сотрудников, участников
сетевого взаимодействия и пр.).
РППС соответствует:
требованиям ФГОС ДО;
Программе;
материально-техническим и медико-социальным условиям пребывания
детей в ДОО; возрастным особенностям детей;
воспитывающему характеру образования детей;
требованиям безопасности и надежности.
РППС обеспечивает:
целостность образовательного процесса и включает всё необходимое
для реализации содержания каждого из направлений развития и образования
детей (согласно ФГОС ДО.)

возможность реализации разных видов индивидуальной и
коллективной деятельности: игровой, коммуникативной, познавательноисследовательской, двигательной, продуктивной и пр. в соответствии с
потребностями каждого возрастного этапа детей, охраны и укрепления их
здоровья, возможностями учета особенностей и коррекции недостатков их
развития.
В соответствии с ФГОС ДО, РППС:
1) содержательно-насыщенная;
2) трансформируемая;
3) полифункциональная;
4) вариативная;
5) доступная;
6) безопасная.
Развивающая предметно-пространственная среда организована в виде
мобильных центров детской активности:
В группах раннего возраста:
• центр двигательной активности для развития основных движений
детей;
• центр сенсорики и конструирования для организации предметной
деятельности и игры с составными и динамическими игрушками, освоения
детьми сенсорных эталонов формы, цвета, размера;
• центр для организации предметных и предметно-манипуляторных
игр, совместных играх со сверстниками под руководством взрослого;
• центр творчества и продуктивной деятельности для развития
восприятия смысла музыки, поддержки интереса к рисованию и лепке,
становлению первых навыков продуктивной деятельности, освоения
возможностей разнообразных изобразительных средств;
• центр познания и коммуникации (книжный уголок), восприятия
смысла сказок, стихов, рассматривания картинок;
• центр
экспериментирования
и
труда
для
организации
экспериментальной деятельности с материалами и веществами (песок, вода,
тесто и др.), развития навыков самообслуживания и становления действий с
бытовыми предметами-орудиями (ложка, совок, лопатка и пр.).
В группах для детей дошкольного возраста (от 3 до 7 лет)
предусматривается следующий комплекс центров детской активности:
• центр двигательной активности (ориентирован на организацию игр
средней и малой подвижности в групповых помещениях, средней и
интенсивной подвижности в физкультурном и музыкальном залах,
интенсивной подвижности на групповых участках, спортивной площадке,

всей территории детского сада) в интеграции содержания образовательных
областей «Физическое развитие», «Социально-коммуникативное развитие»,
«Речевое развитие»;
• центр безопасности, позволяющий организовать образовательный
процесс для развития у детей навыков безопасности жизнедеятельности в
интеграции содержания образовательных областей «Физическое развитие»,
«Познавательное
развитие»,
«Речевое
развитие»,
«Социальнокоммуникативное развитие»;
• центр игры, содержащий оборудование для организации сюжетноролевых детских игр, предметы-заместители в интеграции содержания
образовательных областей «Познавательное развитие», «Речевое развитие»,
«Социально-коммуникативное развитие», «Художественно-эстетическое
развитие» и «Физическое развитие»;
• центр конструирования, в котором есть разнообразные виды
строительного материала и детских конструкторов, бросового материала
схем, рисунков, картин, демонстрационных материалов для организации
конструкторской
деятельности
детей
в
интеграции
содержания
образовательных областей «Познавательное развитие», «Речевое развитие»,
«Социально-коммуникативное развитие» и «Художественно-эстетическое
развитие»;
• центр логики и математики, содержащий разнообразный
дидактический
материал
и
развивающие
игрушки,
а
также
демонстрационные
материалы
для
формирования
элементарных
математических навыков и логических операций в интеграции содержания
образовательных областей «Познавательное развитие», «Речевое развитие»,
«Социально-коммуникативное развитие»;
• центр экспериментирования, организации наблюдения и труда,
игровое оборудование, демонстрационные материалы и дидактические
пособия которого способствуют реализации поисково-экспериментальной и
трудовой деятельности детей в интеграции содержания образовательных
областей «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социальнокоммуникативное развитие»;
• центр познания и коммуникации детей, оснащение которого
обеспечивает расширение кругозора детей и их знаний об окружающем мире
во взаимодействии детей со взрослыми и сверстниками в интеграции
содержания образовательных областей «Познавательное развитие», «Речевое
развитие», «Социально-коммуникативное развитие»;
• книжный уголок, содержащий художественную и познавательную
литературу для детей, обеспечивающую их духовно-нравственное и этико-

эстетическое воспитание, формирование общей культуры, освоение разных
жанров художественной литературы, воспитание любви и интереса к
художественному слову, удовлетворение познавательных потребностей в
интеграции содержания всех образовательных областей;
• центр театрализации и музицирования, оборудование которого
позволяет организовать музыкальную и театрализованную деятельность
детей в интеграции с содержанием образовательных областей
«Художественно-эстетическое развитие», «Познавательное развитие»,
«Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Физическое
развитие»;
• центр уединения предназначен для снятия психоэмоционального
напряжения воспитанников;
• центр творчества детей, предназначенный для реализации
продуктивной деятельности детей (рисование, лепка, аппликация,
художественный труд) в интеграции содержания образовательных областей
«Художественно-эстетическое
развитие»,
«Речевое
развитие»,
«Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие»1.
Предметно-пространственная среда обеспечивает условия для
эмоционального благополучия детей и комфортной работы педагогических и
учебно-вспомогательных сотрудников.
В ДОО созданы условия для информатизации образовательного
процесса. Для этого в групповых и прочих помещениях в наличии
оборудование для использования информационно-коммуникационных
технологий в образовательном процессе.
Образовательная
развитие»

область

«Социально-коммуникативное

Предметно-игровая среда содержит «предметы-оперирования»,
«игрушки-персонажи», «маркеры (знаки) игрового пространства»
«Центры активности» редуцируются до ключевого маркера условного
пространства, а «начинка» этого пространства (подходящие предметы
оперирования, игрушки-персонажи) располагаются в стеллажах, полках, в
непрерывной близости (доступности) для ребенка.
В связи с тем, что игровые замыслы ребенка весьма разнообразны,
весь игровой, познавательный, конструктивный, материал размещен таким

образом, чтобы дети могли легко подбирать игрушки и материал
комбинировать их «под замыслы».
Образовательная область «Познавательное развитие»
Познавательно-исследовательская деятельность имеет
значение для развития восприятия, мышления, речи ребенка.

огромное

К образно-символическому материалу относятся специально разработанные,
так называемые «наглядные пособия», репрезентирующие мир вещей и
исторических событий Уральского региона, расширяющие круг
представлений ребенка, способствующие поиску сходства и различия,
классификационных
признаков,
установлению
временных
последовательностей, пространственных отношений. Это всевозможные
наборы карточек с разнообразными изображениями, серии картинок и т.п. В
этот тип включаются и материалы, содержащие графические (наглядные)
модели, подводящие ребенка к "скрытым" от реального действия, более
абстрактным и обобщенным связям между вещами и событиями
исторического, географического прошлого и настоящего. Это как
специально разработанные для детей иллюстрированные схемы-таблицы,
графические «лабиринты», так и существующие во "взрослой" культуре, но
доступные пониманию дошкольника условные изображения в виде карт,
схем, чертежей (например, глобус, карта Урала и т.п.).
Образовательная область «Речевое развитие»
В речевом развитии большое значение имеет нормативно-знаковый
материала языковых и числовых знаков, вводящий детей в новую форму
репрезентации мира. Это разнообразные наборы букв и цифр,
приспособления для работы с ними, алфавитные таблицы и т.п. Этот
материал, который постепенно опробуется и исследуется ребенком, готовит
его к освоению письменной речи (чтения и письма), начальной математики,
т.е. к овладению универсальными человеческими средствами внутренней
мыслительной деятельности.
Каждый из обозначенных типов материала постепенно вводится в арсенал
детской деятельности. С возрастом расширяется диапазон материалов, они
изменяются от простого к сложному, что в конечном итоге на каждом
возрастном этапе создает возможность для развития речи ребенка.

Образовательная область «Художественно-эстетическое
развитие»
К изобразительным (продуктивным) видам детской деятельности
относятся рисование, лепка, аппликация и создание разного рода поделок,
макетов из природного и бросового материала. Все эти виды детской
активности играют важную роль в развитии ребенка-дошкольника.
Социально-коммуникативному,
художественно-эстетическому
развитию ребенка способствует возможность проявления им созидательной
активности, инициативности при создании рисунка, лепки, поделки и т.п.,
которые можно использовать самому или показать и подарить другим.
В процессе изобразительной деятельности у детей формируется
способность к целенаправленной деятельности, волевой регуляции
поведения.
Для художественно-эстетического развития ребенка важную роль
играет моделирующий характер продуктивной деятельности, позволяющий
ему по своему усмотрению отражать окружающую его действительность и
создавать те или иные образы. И это положительно влияет на развитие
воображения, образного мышления, творческой активности ребенка.
Творческая работа ребенка с различными материалами, в процессе
которой он создает полезные и эстетически значимые предметы и изделия
для игры или украшения быта, заполняет его свободное время интересным и
содержательным делом и формирует очень важное умение – самому себя
занять полезной и интересной деятельностью. Кроме того, в процессе работы
с разными материалами дети получают возможность почувствовать
разнообразие их фактуры, получить широкие представления об их
использовании, способах обработки используемыми как народными
мастерами и ремесленниками прошлого, так и художниками, дизайнерами
настоящего.
Предметно - пространственная среда для музыкальной
деятельности.
В музыкальных центрах представлены:
пособия и материалы, побуждающие ребенка к развитию
восприятия народной музыки;
- пособия и материалы, побуждающие ребенка к детской
исполнительской деятельности;
-

пособия и материалы, побуждающие ребенка к музыкальнотворческой деятельности.
-

Образовательная область «Физическое развитие»
Подбор оборудования определяется задачами как физического, так и
всестороннего воспитания детей. В детском саду оборудование и пособия
дают возможность продуктивно их использовать в разных видах занятий по
физической культуре, при этом создавая их вариативное содержание для
развития произвольности движений детей, их самостоятельности и
творческих замыслов. Такой материал предоставляет возможность детям
играть в подвижные игры народов Среднего Урала, обеспечивать
возможность осваивать элементы спортивных игр Среднего Урала.

Наполняемость групповых помещений для развития детей

Социально-коммуникативное развитие
От 1 года до 3 лет

Кресло, диван, альбомы с семейными фотографиями, 2-3 мягкие
игрушки, подушки. Фотоальбомы
с фотографиями
помещений и сотрудников (медсестра, повара, няня,
воспитатель), участков детского сада; фотографии семьи.
Иллюстративный материал, отображающий эмоциональное
состояние людей. Иллюстрации, картинки «Хорошо – плохо» по
ознакомлению детей с социальными эталонами.
«Солнышко дружбы», привлекает внимание ребенка, создает
настроение радости, праздника, объединяет детей для
совместных
игр,
формирует
навыки
взаимодействия,
способствует формированию детского коллектива.
«Семейная книга», обеспечивает связь с семьей, формирует
чувство гордости за близких, чувства личной и семейной
значимости.
«Цветок радостных встреч» с первых минут пребывания
ребенка в группе создает атмосферу радости, удовольствия,
отвлекает от отрицательных эмоций.
«Зонтик-сюрприз»(коробочка) создан для яркости интерьера, он

привлекает внимание малыша, широко используется для
организации развлечений, сюрпризов, подарков,
применения в игровой деятельности.

находит

Фотоальбом «Я и моя
семья», обеспечивают связь с
домом, с семьей, дорогими и близкими ребенку людьми, это
прекрасная возможность разнообразных разговоров с ребенком
о его семье, близких, это повод общения с ребенком о событиях
которые происходили с ним и его родными. Иллюстративный
материал, слайды, фотографии, отображающие архитектурный
облик домов и улиц родного города. Демонстрация проектов
«Дом, в котором я живу», «Мой двор»; «Детский сад и я –
дружная семья»; «Моя родная улица».Праздничная скатерть,
посуда, самовар для организации групповой традиции детского
сада: «Я сегодня именинник»,
«Встреча друзей».
От 3 лет до 5 лет

Мультик-банк
«Разное настроение». Фотоальбомы: «Какие
мы», «Я и моя семья». Фотовыставка «Праздник в нашей семье».
Иллюстративный материал, отображающий эмоциональное
состояние людей. Картинки с изображением предметов,
необходимых для деятельности мужчине, женщине.
Круги большие и маленькие для моделирования состава семьи.
Иллюстрации, картинки «Хорошо – плохо» по ознакомлению
детей с социальными эталонами. Фотоальбомы с фотографиями
«Мой дом», «Магазин на моей улице», «Где я бывал?», «Где я
отдыхал?». Альбома «Мой родной город (село)». Произведения
фольклора, авторские произведения, используемые во всех
режимных моментах, конфликтных ситуациях.Мультик-банк
«Разное настроение». Разные виды бумаги, разных цветов и
размеров и разная по фактуре, альбомы, листы ватмана,
акварель, гуашь, восковые мелки, карандаши – цветные,
простые, краски, акварельные, фломастеры, материал, для
изготовления приглашений. Альбом «Новая страничка» о моем
городе.
Иллюстрации по содержанию малых фольклорных форм:
песенок, попевок, потешек народов Урала. Детско-взрослые
проекты «Интересная работа моей мамы (моего папы)».
Видеофильмы «Мой родной город».Сухой бассейн. Водный
конструктор для конструирование домов, музеев, театров в
родном городе (селе).
Фотовыставка

«Моё

настроение»,

«Зеркало

добрых дел».

Тематический альбом «Разные поступки». Выставка рисунков и
рассказов «Мой лучший друг», «Подарок другу». Портфолио
детей. Конструкторы разных размеров и фактуры для сюжетно –
ролевой игры «Мы строим город»; «Высокие и низкие дома в
нашем городе». Альбом фотографий «Узнай свой дом».
Дидактическая игра «Этот транспорт есть в нашем городе».
Выставка «Транспорт на улицах нашего города». Альбом с
наклейками «Транспорт нашего города (села)». Макет нашего
микрорайона, города (села). Мини-музей «Мир уральской
игрушки».
От 5 лет до 8 лет

Фотовыставка «Праздник в нашей семье»; «Памятные события в
жизни моей семьи». Макет нашего города (села) для игрыпутешествия «По улицам и проспектам родного города». Газета,
журнал «Информационный портал» новость дня. Газетные
статьи, фотографии; афиши нашего города (села) для их
создания.
Коллаж «Любимые места моего города»;
«Достопримечательности города». Коробочка с фото ребенка,
педагога, в которую вложена игра, дети обращаются к этому
ребенку с просьбой – «Поиграй со мной». Мультфильмы,
созданные
детьми.
Игра
«Кольца
дружбы».
Папки
индивидуальных достижений воспитанников. Мини-музей «Мир
уральской игрушки». Фотогалерея «Фото-охота по нашему
городу (селу)».
Мультик-банк
«Разное настроение». Мини – сообщения
«Это место дорого моему сердцу», «Открытие дня». Коллекции,
связанные с образами родного города (фотографии, символы,
открытки; календари и пр.). Книги, альбомы, плакаты: «Я помню,
как все начиналось...». Фотоколлажи благотворительных акций
«Приглашаем в гости вас!», «Встреча с интересными людьми».
Разные виды бумаги, разных цветов и размеров и разная по
фактуре, альбомы, листы ватмана, акварель, гуашь, восковые
мелки, карандаши – цветные, простые, краски, акварельные,
фломастеры, материал, для изготовления приглашений.
Фотовыставка «Знаменитые люди нашего города». Коллекции с
изображением знаменитых людей города (села). Альбома «Мой
родной город (село)». Тематический альбом «Наш город раньше
и теперь». Книжки-малышки изготовленные детьми «История
города (села)»; «История моего края», «Мой город (село)».
Плоскостные модели архитектурных сооружений и их частей
(площади), для прорисовывания и размещения архитектурных
сооружений на детализированной карту города).Карта, маленькие
картинки (символы) достопримечательностей города (села) для

наклеивания на карту для игры «Город-мечта» («Что могло бы
здесь находиться и происходить?»). Дидактическая игра «Узнай
это место по описанию». Выставки детских рисунков «Я вижу
свой город таким»; «Родной город – город будущего».
Фотоколлаж участия в благотворительных акциях «Чистый
город»; «Поможем нашему городу стать краше». Дидактическая
игра «Профессии нашего город (села)». Альбом рассказов из
опыта «У моего папы (моей мамы) интересная профессия».
Детско-взрослые проекты «Я горжусь профессией моей мамы
(моего папы)», «Самая нужная профессия». Коллаж «Профессии
нашего города». Фотографии, рисунки для создания альбома
рассказов – рассуждений «За что я люблю свой край».
Фотоколлажи «Клуб по интересам» - «Моё хобби». Музеи
«Игрушки»; «Музей ложек»; «Вот мой город» и т.д.
Альбом: «За что я люблю свой край»; «Какими достижениями
славится мой край».Альбом «Новая страничка» о моем городе.
Интерактивная карта «Такие разные и интересные города».
Дидактическая игра «Самый крупный, самый маленький город»,
«Самый северный город области», «Самый южный город
области (края)». Знаковые символы для размещения на карте
своего города (села) «Найди на карте России свою область (свой
край) и отметь».
Дидактическая игра «Добавь элементы костюма». Энциклопедия
«Многонациональный Урал». Музей: «История родного города»,
«Главное предприятие нашего города»; «Продукция нашего
предприятия; подбор экспонатов, рисование моделей, схем для
музея» Портфолио детей. Дидактические
картинки,
иллюстрации,
отражающие отношение людей
к
малой родине: высаживание деревьев и цветов в
городе,
возложение цветов к мемориалам воинов, украшение города к
праздникам и прочее. Символика города (села): герб и т.д.
Музей кукол в национальных костюмах. Дидактические игры
«Собери воина в поход», «Одень девицу, молодца».
Тематический альбом «Одежда русских людей». Карта
микрорайона. Тематический альбом «Наш микрорайон».
Познавательное развитие
От 1 года до 3 лет

Копилка
«Нужных,
ненужных
вещей».
Конструкторы«Лего» трех цветов; игрушки резиновые для игр
со строителем.

От 3 лет до 5 лет

Центр «Песок-вода»: совки, разнообразные формочки,
некрупные игрушки для закапывания (шарики, кольца,
геометрические формы разных цветов и размеров), грабельки;
емкости, набор резиновых и пластиковых игрушек (фигурки
рыбок, черепашек, лягушек, корабликов, утят, рыбок,
пингвинов), черпачки, мячики, набор игрушек «Что плавает–
что тонет?», самые разные предметы – цветные камешки,
ракушки, ложки, скорлупки, пенопласт, дерево.
Копилка «Нужных, ненужных вещей».
Эко-библиотека.
Эко-мультибанк.
«Полянка драгоценностей».
Детские дизайн-проекты: «Огород на окне», «Ангелы сна»,
«Обереги».
«Коробка находок».
Виды ландшафта: лес, луг, водоем, овраг, пруд. Создаем
модели луга, городского парка, городского пруда (внесение
изменений в зависимости от сезона, от климатических условий).
Предметные и сюжетные картинки, наборы открыток по
сезонам, по ознакомлению детей с трудом взрослых, с
праздниками.
Дидактические игры по ознакомлению детей с миром
предметов и явлений ближайшего окружения
(«Найди маму», «Чей домик», «Собери животное», «Лото
малышам» и т.д.).
Набор тематических игрушек: «Домашние животные»,
«Фрукты», «Овощи», «Животные нашего леса».
Игры-вкладыши.
Муляжи, гербарии, учебные коллекции, наборы открыток о
природе, альбомы, которые используются в работе с детьми.
«Занимательная коробка», книги направленная на развитие
тактильных ощущений.
Дидактическая кукла с подбором одежды для всех сезонов.
Календарь погоды, где ведутся наблюдения за явлениями и
объектами живой и неживой природы, результаты отражаются в

календарях сезонных изменений.
Мини-огороды, где имеются посадки лука, овса, гороха,
фасоли, огурцов, ведутся тетради наблюдений за ростом и
развитием растений.
Макеты «Животные нашего леса», «Лес», «Птицы» для
ознакомления детей с природной зоной Урала.
Фотографии, иллюстрации, слайды природы родного края.
Видеотека

(фильмы

о природе).

Библиотека

(книги

о природе).

Фонотека (голоса птиц, животных, диалоги, песни о
природе).
LEGO-duplo:
«Общественный
и муниципальный транспорт»,«Служба
спасения», «Дом», «Дочки - матери», «Дикие животные»,
«Ферма».
От 5 лет до 8 лет

Изделия из металла (алюминиевые, стальные, чугунные).
Иллюстрации: как добывают руду и выплавляют металл.
Магниты разной величины, размера. Компас.
Карта Урала и ее контурное изображение на листе ватмана.
Северный Урал – тундра, тайга.
Подбор картинок с характерными видами ландшафта, маленькие
картинки (символы) для наклеивания на карту: животные,
растения, одежда людей, виды транспорта.
Иллюстрации, фотографии, картинки хвойного и лиственного
леса Среднего Урала и Южного Урала, степи, города, реки,
полезных ископаемые, люди, национальностей живущих на
Урале.Длинный бумажный лист: на нем во всю длину полосой
синего цвета обозначена «река времени», вдоль которой
делается несколько остановок: древность, старина, наше время
(воображаемое путешествие по «реке времени» от настоящего в
прошлое). Иллюстрации,
маленькие карточки-метки для
наклеивания их в конце «реки времени»: деревянные дома,
города-крепости, старинное оружие, одежда, посуда и т.п.
Книги «Сказания о Древнем Урале», знакомство детей с
племенами исседонов и аримаспов, живших в древности.

Демонстрация детскородительских проектов, тематически
ориентированных на обогащение краеведческого содержания:
«Достопримечательности моего города (села)», «Современные
профессии моих родителей», «Растения и животные Урала,
занесенные в Красную книгу», «Заповедники Урала», «Мои
родственники в других городах и селах Урала», «История моей
семьи», др.Выставки: «Урал – кладовая земли» - полезные
ископаемые и камни-самоцветы; «Наш родной город (село)».
Фотографии, книги о городе (селе), иллюстрации картин.
Коллекция уральских камней.
Книги с изображениями
изделий уральских мастеров,
использовавших для своих работ камни самоцветы.
Мини-музей поделок и ювелирных изделий из различных
уральских камней. Художественные произведения «Сказы П.П.
Бажова». Иллюстративный материал, слайды, отображающие
основные
функции
родного
города
(села)
(защитнооборонительная, торговая, промышленная, функция
отдыха и развлечения), сооружения архитектуры и скульптуры
исторические и современные здания города, культурные
сооружения. Детско-взрослые проекты: «Парк будущего»,
«Современный город» и т.д.
Плоскостные модели
архитектурных сооружений и их частей (например, крепости,
площади).
Игра «город-мечта» («что могло бы здесь находиться и
происходить»). Символов в городской среде.
Иллюстрации, слайды, фотографии для игры-путешествия по
родному городу,
проведение воображаемых экскурсий,
побуждение к поиску ответов на возникающие у детей вопросы о
городе, использование имеющейся информации.
Энциклопедии, научно-познавательная,
литература «История города Екатеринбурга»;
возникновения
моего города

художественная
«История

(села); «Сказ о том, как царь Петр город на реке Исети
построил»;
«Законы
екатеринбургской
геральдики»;
«Монетный двор и все, что в нем»; «Как и чему учили в
Екатеринбурге».
Фотографии, иллюстрации театров, музеев, парков города
(села), Екатеринбурга.Журналы или газеты о малой родине,

карты города, маршруты экскурсий и прогулок по городу.
Коллекции картинок, открыток, символов, значков, марок,
календариков. Проектной детей: «Самое интересное событие
жизни города», «Необычные украшения улиц города», «О каких
событиях помнят горожане», «Добрые дела для ветеранов».
Дидактическая игра «Узнай герб своего города», «Пазлы»
(картинка с гербом города»). Интерактивная игра «Гербы
городов Урала»; логическая игра «Найди правильный герб и
объясни свой выбор»; интерактивная игра «Раскрась герб
правильно».
Взросло-детские проекты: «Герб моей семьи»; «Таким я вижу
герб моего города (села)».«Коробка находок».Знаковый стенд
«Я узнаю, я умею, я хочу научиться». Стендовая рукописная
книга с материалами о родном городе. Макеты внутреннего
устройства и убранства избы; «Русское подворье». Коллекция
кукол в костюмах народов Урала и фольклорные материалы.
Микроскоп,
весы,
лупы,
ёмкости
с
водой
для
экспериментирования
с
камнями
«Свойства
камня».
Видеосюжеты о ближайшем природном окружении по сезонам
года. Эко-библиотека. Эко-мультибанк.
Фотоколлажи акций добра «Природоспас»; «Чистый двор,
красивый двор».
Рукописная книга «Летопись маленькой
природы детского сада», переносной музей природы. «Красная
Книга», созданная из рисунков редких и исчезающих видов
растений, животных, птиц. Кроссворды «Богатства земли
Уральской».
Игра – соотнесение «В каком месте можно встретить этот
камень». Игра
–
моделирование «Цвета на карте».
Логическая игра «Раскрась карту, используя условные цвета и
условные обозначения». Интерактивная игра «Наш край на карте
России».
Дидактическая
игра «Знатоки нашего края».
Журнал «Какие событиях помнят горожане». Выставка
рисунков «Транспорт будущего»; «Река времени» - «От телеги до
автомобиля». Дидактическая игра «Найди не ошибись» (умение
ориентироваться по карте города). Книга «Экологические
сказки», созданная детьми. Пособие «Уральская изба»; «Природа
Урала».
Муляжи, гербарии, учебные коллекции, наборы открыток о
природе, альбомы, которые используются в работе с детьми.
Календарь погоды, где ведутся наблюдения за явлениями и

объектами живой и неживой природы, результаты отражаются в
календарях сезонных изменений. Экологические проекты,
реализованные в рамках областной игры «Эко-колобок».
Макеты «Животные нашего леса», «Лес», «Птицы», «Водоем»
для ознакомления детей с природной зоной Урала.
Фотографии, иллюстрации, слайды природы родного края.
«Креативный строитель», «Городская жизнь», «Космос и
аэропорт», «Кафе», «Моя первая история» - конструкции для
решения конкретных задач
Речевое развитие
От 1 года до 3 лет

Лица с изображением настроения людей (улыбка, огорчение,
слёзы, вопросы, радость), альбом с лицами детей с разными
настроениями. Игры на развитие фонематического слуха.
Книги – произведения малых фольклорных форм.

От 3 лет до 5 лет

Книги – произведения малых фольклорных форм.
Игрушки на развитие физиологического дыхания, материал на
поддувание, сигнальные карточки.

От 5 лет до 8 лет

Детско-взрослые проекты: «Моя коллекция», «Создание минимузея», Альбом «Мы разные, мы вместе» с рисунками и
рассказами детей различной этнической принадлежности,
посещающих одну группу детского сада.
Полочка любимых произведений художественной литературы о
Урале, о родном городе (селе).
Книга сочинения детских стихов «Мой любимый город».
Книжки-малышки, альбомы с участием в придумывании сказок
и историй о достопримечательностях малой родины детей.
Книги сказок,
поговорок.

считалок,

потешек,

прибауток,

пословиц,

Пиктограммы с использованием малых фольклорных форм
Урала.
Речевая копилка: копилка вопросов, карточки-вопросы с
текстами или условными символами, тематическая подборка
наглядных материалов, тексты, печатные слова, фотографии,
иллюстрации, картинки Газетные вырезки для чтения заголовков.

Фоторепортажи «Моя семья», «Мой праздник»,
«Отдыхаем вместе».Игры направлены на развитие речи и
функций,
составляющих
психологическую
базу
речи,
стимуляцию речевой деятельности и речевого общения про Урал
и город (село) в котором мы живем.
Научный фильм «Виды камней. Мифы и легенды о камнях».
«Универсальные макеты» для разыгрывания сюжетов и
осуществления замыслов театрализованных игр по сюжетам
уральских сказок – уголок Уральской сказки.
Костюмерная «Малахитовая шкатулка», «Театр камней»,
«Большой Урал».Опорные схемы для изготовления героев
уральских сказок. Альбом устаревших слов, их значение.
Пособие для детей «Азбука Урала»- знакомит с малыми
фольклорными формами, с
достопримечательностями,
особенностями
жизнедеятельности нашего региона Урала,
города (села), раскрывает особенности исторического развития
и современной
жизни Урала, обогащает словарь детей
новыми словами, понятиями носящими национально –
региональный колорит.
Методическое
пособие
«Уральские поэты детям» (цель: развитие
интонационной
выразительности
речи детей, через приобщение детей к
культуре
чтения поэтических произведений) Альбомэстафета - летопись группы. Книга «Мифы о камнях». Книга,
придуманных игр – диалогов «Разговор камня с ветром»,
«Разговор камня с солнцем»,
«Разговор камня с
водой».Кроссворды, ребусы, головоломки по произведениям
уральских писателей: «Малахитовая шкатулка», «Золотой
волос», «Синюшкин колодец», «Голубая змейка», «Серая
Шейка», «Сказка про зайца – длинные уши, косые глаза,
короткий хвост».Выставка книг уральских писателей: «Сказы
П.П. Бажова»; Сказки Д.Н. Мамина – Сибиряка. Мультибанк.
Художественно-эстетическое развитие
От 1 года до 3 лет

Трафареты: овощи, фрукты, грибы, ягоды, листья и т.п.
Творческие корзиночки наполненные
разнообразными
материалами, стимулирующие деятельность ребенка.
Магнитофон с кассетами, на которых записан разучиваемый
детский репертуар, любимые детские песни, колыбельные
различные инструментальные, фольклорные произведения и т.п.

Шумовые игрушки, русские народные музыкальные инструменты:
трещотки, треугольники, колокольчики, музыкальные молоточки,
деревянные ложки. Макеты музыкальных инструментов,
музыкальные
игрушки, шумовые инструменты
для
организации самостоятельного музицирования детей.
Костюмы ряженья.
От 3 лет до 5 лет

Уголок русской избы: домашняя утварь, деревянные шкатулки,
коромысла, прялки, сундуки, берестяные туеса, металлические
подносы. Мини-музеи «Игрушки»; «Музей ложек».
Демонстрация
руками».

детсковзрослых

проектов

«Кукла

своими

Выставки народноприкладного искусства.
Разные виды бумаги, разных цветов и размеров и разная по
фактуре, альбомы, листы ватмана, акварель, гуашь, восковые
мелки, карандаши – цветные, простые, краски акварельные,
фломастеры, пластилин, глина, кисти, стеки, дощечки для
лепки, трафареты, картон белый и цветной, раскраски, соленое
тесто, материалом для выполнения работ в нетрадиционных
техниках – бисер, соль, нитки, поролон, крупы и т.д. Игрушкисамоделки, поделки в
русле народных
традиций,
сделанные детьми.Народные игрушки. Схемы способов
изготовления народной игрушки своими руками.Трафареты:
овощи, фрукты, грибы, ягоды, листья и т.п. Творческие
корзиночки наполненные разнообразными материалами,
стимулирующие
деятельность
ребенка.Изобразительные,
природные материалы для создания мини – проекта. Рабочая
тетрадь для малышей по тематике «Мы живем на
Урале».Проекты детско-взрослые: «Мир куклы», «Гора
самоцветов», «Масленица и т.д. Музыкальная колонка с флеш
носителем, на котором записан разучиваемый детский
репертуар, любимые детские песни, колыбельные песни;
различные инструментальные, фольклорные произведения и т.п.
Шумовые игрушки, русские народные музыкальные
инструменты: трещотки, бубен, треугольники, колокольчики,
музыкальные молоточки, деревянные ложки.
Макеты музыкальных инструментов, музыкальные игрушки,
шумовые инструменты для организации самостоятельного
музицирования детей.
Иллюстрации, фотографии русских народных музыкальных
инструментов. Выставки музыкальных инструментов.

Альбом загадок «Русские народные инструменты».
Тематические альбомы «Праздники народного календаря».
Костюмы для ряженья. Дидактические игры: «Что звучит?»;
«Узнай инструмент». Коллажи,
сделанные детьми в
соответствии с тематикой.
От 5 лет до 7(8) лет

Мультстудия, оборудованная техническими средствами
(вебкамера, светильник, ноутбук материалы для тврчества и
создания героев мультфильмов)
Мини-музеи, выставки изделий народных промыслов и ремесел
Урала (уральская роспись на бересте, дереве, посуде,
металлических подносах, каслинское литье).
Уголок русской избы: домашняя утварь, деревянные шкатулки,
коромысла, прялки, сундуки, берестяные туеса, металлические
подносы.
Демонстрация детско-взрослых проектов «Народная кукла
своими руками»; «Малахитовая шкатулка». Демонстрация
детсковзрослых проектов «Если бы камень умел разговаривать, о
чем он мог бы рассказать»; «Сказы, спрятавшиеся в уголке
малахитовой шкатулки». Иллюстрации, фотографии, книги
«История камнерезного искусства», «Художественное литье»,
«Уральский фарфор», «Мотивы уральской росписи в узорах на
посуде»,
«Нижнетагильский
поднос».
Художественные
произведения – уральских сказов П.П. Бажова. Коробочка
«Деловые хлопоты» (Уральских дел мастер) заполнена
бейджиками с игровым маркерами роли, которую сегодня
ребенок исполняет: «камнерез», « угольшик», « горнодобытчик»
и др. для сюжетно-ролевых игр по уральским сказкам сказы
Бажова. Коллекция камней: малахит, родонит, агат, яшма;
ювелирных изделий из уральских камней, «Богатства недр
земли уральской».Пластилин, бумага, цветные карандаши, гуашь
для научной лаборатории по изготовлению бумаги «под малахит,
яшму и других самоцветов». ворческие корзиночки «малахитовые
шкатулки»
наполненные
разнообразными
материалами, стимулирующие деятельность ребенка. Макеты:
«Гора самоцветов», «Богатства Уральских гор». Дидактические
игры «Сложи узор»; «Лото Урало-Сибирская роспись», «Лото
Каслинское чугунное литье»; «Сложи решетку». Рабочая
тетрадь «Урало-Сибирская роспись»; «Художественные
решетки и ограды города Екатеринбурга». Фотографии,
иллюстрации
изделий
каслинских
мастеров.
Альбом

«Художественное литье уральских мастеров»;
«Уральский фарфор».Схемы способов создания УралоСибирской росписи. Разные виды бумаги, разных цветов и
размеров и разная по фактуре, альбомы, листы ватмана, акварель,
гуашь, восковые мелки, карандаши – цветные, простые, краски
акварельные, набор красок для росписи по ткани – батик,
фломастеры, пластилин, глина, кисти, стеки, дощечки для
лепки, трафареты, картон белый и цветной, раскраски, соленое
тесто, материалом для выполнения работ в нетрадиционных
техниках – бисер, соль, нитки, поролон, крупы и т.д. Предметы
декоративно – прикладного искусства, изделия касленских
мастеров, нижнетагильские подносы.
Произведения устного народного творчества в рисунках,
коллажах. Игрушки-самоделки, поделки в русле народных
традиций, сделанные детьми. Народные игрушки. Схемы
способов изготовления народной игрушки своими руками.
Объёмная рукотворная игрушка «эко-дерево». Выставки
народноприкладного искусства, «Искусство в камне»;
«Предметы рукоделия».
Камни,
бросовый,
природный
материал
старинного оружия, одежды народов Урала.

изготовления

Демонстрация проектов «Мой папа геолог», «Мой папа ювелир».
Репродукции картин уральских художников.
Изобразительные,
природные материалы для создания мини – проекта.
Дидактические игры: «Одень куклу в национальный наряд»;
«Разукрась русский народный костюм»; «Дорисуй»;
«Продолжи роспись» и т.п. Русские народные музыкальные
инструменты:
трещотки, бубен, треугольники дудочка
деревянная,
колокольчики,
балалайка,
гусли,
рубель,
деревянные ложки, жалейка, рожок, свирель.
Костюмерная с национальными русскими
сарафаны, косоворотки, платки, кокошники.

костюмами:

Магнитофон с кассетами, на которых записан разучиваемый
детский репертуар, любимые детские песни, колыбельные
песни;
различные
инструментальные,
фольклорные
произведения и т.п.
Фотографии, иллюстрации национального русского костюма,

обрядов, традиций Урала.
Игровые маркеры по песням народов Урала.
Музыкальный пленер.
Иллюстрации, фотографии русских народных музыкальных
инструментов.
Фотографии уральских композиторов, уральского народного
хора, его состава: оркестр народных инструментов,
танцевальная группа, хор.
Макеты музыкальных инструментов, музыкальные игрушки,
шумовые инструменты для
организации
самостоятельного музицирования детей.
Коллажи, сделанные детьми в соответствии с тематикой.
Выставки

музыкальных инструментов.

Кроссворды,
альбом
инструменты».

загадок

«Русские

народные

Тематические альбомы «Праздники народного календаря».
Дидактические игры: «Что звучит?»; «Узнай инструмент»;
«Дорисуй музыкальный инструмент».
Физическое развитие
От 1 года до 3 лет

Настольно печатные игры типа лото с картинками,
изображающими предметы для содержания тела в чистоте.
Аудио – сборники с
музыкальными сказками, стихами
на тему «Мои помощники». Музыкальный центр с дисками
«Радуга звуков», «Живой уголок леса», «Шум моря».

От 3 лет до 5 лет

Алгоритмы гигиенических процедур, одевания и раздевания.
Портфолио здоровья. «Дорожка здоровья» (массажные
сенсорные дорожки, коврики) атрибуты для двигательной
активности, сухой бассейн. Выставки рисунков, коллективных
коллажей. Аппликация о правильном питании. Дидактическая
игра: «Что полезно для зубов». Плакаты: «Не забывайте мыть
руки»; «Моем руки правильно». Игровой набор «Кукольный
доктор», игрушки – зверюшки, скамеечка для машины «скорой
помощи», куклы, халат и шапочка для врача, шапочки с красным
крестом для медицинского персонала, две игрушечных
машиныдля сюжетно-ролевой игры «Больница». Кассовый
аппарат, коробочки, пробирки, колбочки, ступка, пестик,

спиртовка, коробочки от трав,фрукты
сюжетноролевой игры «Лесная аптека».

и

овощи

для

Маски: медведя, волка, ласточки, зайца, лисички, курочек,
пеньков, акулы, рыб и атрибуты для подвижных игр. «Маршруты
выходного дня». Мультик-банк «Все о
здоровье».
Дидактическая игра «Как замечательно устроен наш организм».
От 5 лет до 8 лет

Игровые двигательные модули.

«Тропа

здоровья»

(массажные сенсорные дорожки, коврики) атрибуты для
двигательной активности). Алгоритмы закаливания, умывания,
одевания и раздевания. Выставки рисунков, коллективных
коллажей, аппликаций о правильном питании. Энциклопедия
«Азбука здоровья» - о ценностном сохранении своего здоровья.
Альбом «Кладовая матушки природы». Интерактивные пособия
«Витамины»; «Чистота – залог здоровья»; «Тайны здоровья»;
«Лекарственные травы»; «Азбука здоровья». Плакаты: «Эти
полезные витамины»; «Закаливание»; «Мы со спортом дружим»;
«Правильно заботимся о своих зубах»; «Правила гигиены». Игра
«Лечим зубы»: макет с зубами, белый пластилин. Дидактическая
игра: «Сто шагов к здоровью»; «В стране здоровья». Книжкималышки «Стихи о здоровье придуманные детьми». Картинки,
иллюстрации, фотографии, клей, бумага для создания
собственных игр направленных на сохранения своего здоровья.
Фотографии,
иллюстрации,
картинки,
наклейки
для
изготовления книги рецептов «Национальные блюда народов
Урала». Детско-взрослые проекты о сохранении своего здоровья:
«Я и моё здоровье»; «10 заповедей здорового образа жизни моей
семьи»; «Я расту здоровым», «Я не болею», «Здоровье моей
семьи»; «Азбука здоровья». Игра «Прогоним бактерии»;
«Бактерии под микроскопом»; «Как бактерии попадают в
организм».
Тропа «Здоровья» (массажные сенсорные дорожки, коврики).
«Аптека
на грядке» (познавательно-исследовательская
деятельность). Музыкальный центр с дисками «Радуга звуков»,
«Уголок леса», «Шум моря». «Маршруты выходного дня».
Фотовыставки «Не боимся стужи, со здоровьем дружим!»; «Мы
со спортом дружим и растем здоровыми»; «Всем всегда на свете
ясно, что здоровым быть – прекрасно»; «Дети многих городов
знают лозунг «Будь здоров». Коллаж «Мы спортсмены».
Фотографии, иллюстрации для изготовления «Книги рекордов»,
журнала «Здоровичок», «Моё здоровье». Портфолио здоровья

группы. Эколого-оздоровительная игра «Путешествие на
планету здоровья». Маски: волка, филина, коршуна, курочки,
цыплят, ягнят, оленя, рыб и атрибуты для подвижных игр.
Мультик-банк
«Все о
здоровье».
Коллаж
«Любимые виды спорта». Макет человека в движении.
Игровой макет «Тело человека» своими руками. Дидактическая
игра «Как замечательно устроен наш организм». Энциклопедии
для дошкольников: разделы «Мое тело», «Органы чувств».


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».